Drugaya.ru

Передовик Темы Другие рецензии Дневник читателя Культурный герой Мы Программа телепередач
Умный телек
интернет-трансляции от SBTG.ru

охота

DRUGAYA.RU   О самом главном  /  Балет простейших. Размышления о романе Виктора Олеговича Пелевина «Числа»


01 января 2005

Балет простейших. Размышления о романе Виктора Олеговича Пелевина «Числа»



« - Так кто же это? - спросил он, указывая на меня пальцем.
- Пустота, - ответил я.
- А это? - он указал пальцем на себя.
- Чапаев.
- Отлично! А это? - он обвел рукой комнату.
- Не знаю, - сказал я».

Виктор Пелевин//«Чапаев и Пустота»

Мы можем предположить, что никакого Степы Михайлова нет. Есть функция по перекачке денег из пункта А в пункт Б. Эта функция кушает, трахается, водит автомобиль… Причем функция изначально работает силлогично, ибо под руководством фирмы «Ойл Эве» переправляет деньги из-за границы в Россию, а не наоборот, как это делают остальные… Функция окружена другими функциями, с которыми пытается взаимодействовать, причем совершенно бесцельно, встречаясь и расставаясь с ними исключительно волей случая. Силлогичная функция обречена на поражение, обречена на исход в Швейцарию, так же как и логичная функция Сракандаева обречена на случайную смерть. Метафизические семнадцать лет отсрочки, предоставленные функции Степы Михайлова, так же смешны и призрачны, как и тридцать пять миллионов долларов, уведенные у него симпатичной кошечкой Мюс. Мюс и тридцать пять миллионов долларов исчезают в оффшоре, капитан Лебедкин в бескрайних просторах Интернета, и в конце этой удивительной книги мы сталкиваемся с полным отсутствием первоначальных героев. Ничего, пустота! Недешевое ощущение проехавшего мимо тебя призрачного театра кабуки, бормочущего цитаты из книги, которая начинается ничем и ничем и кончается. Зверинец, полный уродцев, разбежался кто куда, все абсурдные сцены сыграны… «Ничего и не было…» - будто бы шепчет тебе Пелевин. Да нет же, было! И было вот что…

Похоже, что Степа Михайлов и есть тот самый герой анекдотов, новый русский на шестисотом мерсе. И в ходе некой дискуссии Мюс рассказывает Степе притчу: «Лоховатое начало в русском городском фольклоре много лет было представлено разваливающимся «Запорожцем». А непобедимое начало - бандитским «Мерседесом - 600», в зад которому «Запорожец» врезался на перекрестке, после чего и начинался новорусский дискурс. В чем символическое значение перекрестка, объяснять не надо - это и Крест Господень, и распутье, и роза ветров… Есть много причин, по которым народная душа вступает в брак сама с собою именно на перекрестке. Это надо раздвинуть?» И Степа под влиянием неких ассоциативных персонификаций в ужасе отвечает: «Не надо». Степа боится вовсе не слов «зад» и «дискурс», он боится слова «случай», потому что «Запорожец», въезжающий на перекрестке в зад «Мерседеса», это и есть «случай». Этот «случай» Степа и пытается устранить введением числа 34, ибо число 34 упорядочивает все, не допуская появления в жизни случайных 35 или 29. Именно о «случае» говорила Мюс, боясь разглядеть под маской Пикачу «древнерусский хаос», тот самый ветхий «Запорожец», который часто оказывается посильнее «непобедимого «Мерседеса»», и в отличие от анекдота сценой въезда «Запорожца» в «Мерседес» история часто заканчивается, а вовсе не начинается. Причем заканчивается самым печальным для «Мерседеса» образом… Вот и здесь заканчивается… Словно и не было ничего… Да нет же было! И было вот что…

Мы можем предположить и прямолинейную трактовку сюжета о метафизическом бизнесмене Степе Михайлове, счастливое число которого 34, и который ведет борьбу с другим бизнесменом - Сракандаевым, счастливое число которого 43. Борьба заканчивается счастливым гомосексуальным союзом Сракандаева и Михайлова. Все! Сказка рассказана, занавес опущен, актеры свободны.

«Прошло четыре минуты, в течение которых Лигудим смотрел в темную воду. Потом он сказал: «Это не имеет формулы. Такими вещами можно пугать детей, но для нас это неинтересно. Мы не собиратели фантастических сюжетов. Нашему сердцу милы только бессмысленные поступки. Народное творчество и Гофман противны нам. Частокол стоит между ними и подобными загадочными случаями».

Даниил Хармс//«Пассакалия №1»



Именно так - «Народное творчество и Гофман противны нам». Не знаю, как у кого, у меня книга оставила впечатления театра масок, где маски уже сорваны. Все эти бесконечные диалоги героев крутящиеся вокруг самоидентификации себя то с некими цифрами, то с покемонами, то с кошками, ослами и волками… Но театр пуст, маски сорваны, по сцене ползают какие то мокрицы… Нет, даже хуже - инфузории… Или даже плесень… Просто - гадкая зеленоватая плесень, налипшая на подмостки…

Это совсем не похоже на то, что было раньше. Это не совсем то или совсем не то, за что принято любить Пелевина:

1. Мы вспоминаем ранние произведения Пелевина - Иштар, Ра, Один - прекраснейшие классические воплощения богов, полные мистики и романтизма. Герою данной книги, Степе, просто не под силу выдумать себе бога иного, чем цифра 34, ему никогда не позволит сделать это уровень мышления. Соответственно, и цифра 34 не допускает каких-либо мистических толкований - что 34, то и правда, то и сила, и истина, и черт знает что еще… Где-то на периферии Ницше ноет будто бы «бог умер», Борхес бормочет - «мы достали пистолеты (откуда во сне взялись пистолеты) и пристрелили богов»… А у Пелевина в этот момент бог - число 34.

2. Вы помните, как Петр Пустота сказал: «Я хочу особым полетом мысли увидеть всю красоту жизни»? Помните печально стремящегося в космос Омку Кривомазова? Так вот - ничего подобного в этой книге не будет. Герой данной книги ни на капельку не стремится к объективизации окружающего его бытия, ни к проникновению в смысл жизни, ни к чему-либо подобному… А стремится он к одному - узнать свое будущее… За этим он обращается то к любимой цифре 34, то к гадателю Простиславу… Потому что инфузорию, функцию - не может интересовать ни смысл, ни бытие, ее может интересовать только будущее… Будущее как возможность дальнейшего функционирования…

3. Софистика. Прекраснейшие монологи Че Гевары, милые в своей непосредственности беседы Чапаева и Петьки… В этом произведении нет даже намека на такое. Все диалоги или накрепко привязаны к действию, или вообще в высшей степени бессмысленны… Опять же никаких поисков смысла, никакой философии… Единственный осмысленный диалог, кажется, ведут между собою мультяшные герои Зюзя и Чубайка…

От всего этого остается впечатление жуткого балета инфузорий-инопланетян… И вот одна инфузория выбрала себе не ту маску… Или не ту цифру… Ой, говорит инфузория, я оказывается вовсе не пикачу… А может, моя цифра не тридцать четыре… А впрочем, какая разница…

Книга хорошая - тяжелая, сильная, наталкивающая на кучу размышлений. Но с другой стороны, читать жестокий, почти чернушный фельетон - это одно, а когда его растягивают тебе на триста страниц - совсем другое. Блевать хочется, если честно. А может, и надо блевать? Может, это и есть единственная правильная, объективная позиция по отношению к окружающему нас миру - блевать? Может, оно и кончилось это время романтичных Татарских с их стыдливо-блудливыми богинями Иштар? Воспевать ничтожество суровой реальности - это ведь тоже искусство?


в тему

текст Евгений Гришковец. «Рубашка». Признание в любви - Дневник читателя
текст Писатель без писанины. RU Литература XXI век. - Темы
текст Пелевин снова V… или π… даже и не понять… - Что будет...
текст Виктор Пелевин «П5» - Дневник читателя

автор статьи   Александр Лошадкин


Добавить комментарий

Ваше имя (необходимо)
Ваш e-mail
Текст сообщения

(необходимо)
Контрольные цифры   

Будет
подписка на RSS

Троица Все Живое 2015 Троица Все Живое 2015
В воскресенье 31 мая 2015 в подмосковных Электроуглях пройдет фестиваль «Троица — Все Живое»
»»»

Море леса 2015 Море леса 2015
С 1-7 мая в Крыму пройдет фестиваль МореЛеса.
»»»

В СТАНЕ МАСТЕРОВ 2015 В СТАНЕ МАСТЕРОВ 2015
ФЕСТИВАЛЬ «В СТАНЕ МАСТЕРОВ» пройдет с 15-го по 22-е августа 2015 года в поселении родовых поместий «Синегорье-Ведруссия» Краснодарский край.
»»»

 Всероссийский Рок-фестиваль 'Третья столица' Всероссийский Рок-фестиваль 'Третья столица'
Цель всероссийского рок-фестиваля "Третья столица" - собрать в одном месте и примерно в одно время всех САМЫХ интересных и живых рок-музыкантов и коллективы со всего пост-советского пространства
»»»

Колыбельные мира Колыбельные мира
28 октября 2009 в Галерее на Солянке (Москва) в рамках III Большого Фестиваля Мультфильмов откроется выставка «Колыбельные мира»
»»»

Выставка каллиграфии в Москве Выставка каллиграфии в Москве
В Москве с 14 октября по 14 ноября 2009 года на территории КВЦ «Сокольники» (павильон 7а) пройдет крупнейшая в мире выставка каллиграфии
»»»

«Меланхолия» Ларса фон Триера «Меланхолия» Ларса фон Триера
Следующим фильмом датского режиссера Ларса фон Триера станет психологическая драма, переходящая в фильм-катастрофу под названием «Меланхолия» (Melancholia)
»»»

Еще один кинотеатр для арт-кино Еще один кинотеатр для арт-кино
15-го октября после реконструкции открывается кинотеатр «Пионер» на Кутузовском проспекте. Обновлен не только его внешний вид, но и содержание. Теперь это целое кино-заведение с книжным магазином и кафе, устроенное на западный манер
»»»


Анонс нового проекта 2009-2010
Осень-зима 2009-2010 - модные тренды
Разгядывай картинки и следи за передовыми трендами в октябре на DRUGAYA.ru


поиск по сайту с помощью Гугла



Кнопки

Наши друзья
Rambler's Top100    
Рассылки Subscribe.Ru
Актуальное искусство и ваще...
Новости сайта Drugaya.ru

Кнопки

    Журнал Drugaya.ru
ПередовикТемыДругие рецензииКултурный геройДневник читателя
Новости из мираМы

(с) drugaya.ru - авторский еженедельный журнал про актуальное искусство и ваще...
  sovsem@drugaya.ru

  kate@drugaya.ru
  shmelek@drugaya.ru